Разум против предрассудков
 
Передовые мыслители еще в древности призывали расчистить человеческому разуму дорогу среди дремучих суеверий. Великий просветитель, материалист и атеист Эпикур мечтал об освобождении человечества от рабского страха перед ними. В новейшее время «материализм оказался единственной последовательной философией, верной всем учениям естественных наук, враждебной суевериям, ханжеству и т. п.». Он продолжает традиции рационализма, философского направления, сложившегося в эпоху Просвещения. Философы Бэкон, Гоббс, Спиноза, Декарт, Вольтер, Гольбах и другие идеологи ранней буржуазии, поднявшие знамя разума в борьбе против феодального деспотизма и клерикализма, вен) жизнь боролись с религиозными предрассудками. Просветители были убеждены, что свет победит тьму, рассудок — предрассудки, В XVIII веке французский философ Жан Кондорсе изобразил движение человечества от суеверия к знанию в виде формулы, как постепенное убывание элементов первого и возрастание сил второго. Но философы-рационалисты не предвидели, что и в XIX веке буржуазия будет поддерживать суеверие, чтобы оглуплять народные массы, что даже многие просвещенные люди не смогут обходиться без него. Одного известного физика спросили, почему у него на дверях дома прибита подкова. Он смущенно ответил: «Я не верю, что подкова приносит счастье, но чтобы убедиться в этом — прибил ее». Знание само по себе не может развеять сон разума. Для этого недостаточно одного просвещения, необходимо коренное преобразование общества. Во многих странах сформировались традиции разума, материализма, науки, просвещения, непримиримые с иррационализмом, мистикой и суевериями. У прогрессивной общественной мысли России были богатые рационалистические и материалистические традиции борьбы против суеверий. Еще в XVIII веке русские просветители обличали «Суеверовых» и «Ханжихиных». Известный историк В. Н. Татищев в «Разговоре двух приятелей о пользе наук и училищ» называл вредными «волхование, ворожбу или колдунство». Он писал, что астрология и хиромантия «ни физического, ни математического основания не имеют», Татищев доказывал, что «много суеверных людей, не только сами себя вводят в заблуждение, но и других неблагорассудных обманывают и в беспутные страхи и надежды приводят». В 1714 году он узнал, что одна женщина «за чародейство» приговорена к сожжению. Женщина на пытке призналась, что «превращалась в сороку и дым». Несчастная сказала Татищеву, что все ее «чарование состояло в знании трав и обманах». По его ходатайству приговор о сожжении был отменен. великий поборник просвещения М. В. Ломоносов неустанно пропагандировал естествознание, боролся против невежества и предрассудков. Разъясняя происхождение различных явлений природы, знаменитый ученый писал, что наука рассеивает «неосновательные страхи», а суеверия «с посмеянием презирать должно» 2. основоположник революционной традиции в русском освободительном движении философ-материалист А. Н. Радищев учил быть всегда, везде и во всем на стороне разума против предрассудков. В «Путешествии из Петербурга в Москву» он высмеивал тех, кто верит гаданиям, ищет тайный смысл в цифрах, «рыскает» в «полях бредоумствований». Радищев писал, что «весьма полезным был бы труд писателя, показавшего нам», как человек стал «ниспускаться в туманы предрассудков и суеверия». Врач Поликарп Пузино, известный своим сочинением о нервной системе человека, в 1834 году в книге «Взгляд на суеверия и предрассудки» обличал распространение вздорных примет: «Кто из нас не слыхал, что есть дни счастливые и несчастные? что встреча с попом или монахом весьма неблагополучная, что не должно стричь ногтей в пятницу, что спустившийся на руку паук предвещает денежный прибыток». Пузино писал: «Суеверие есть мать большей части заблуждений наших. Сим именем называется та слабость ума человеческого, которая и маловажным вещам приписывает сверхъестественную силу... Суеверие произрождает ужасы, кружит слабые головы, отравляет дни наши всегдашним мучением и суетными беспокойствами... Оно произрождает фанатизм... изуверства... Преступления суть неразлучные спутники его... Все суеверные народные поверья, приметы, не имея основанием своим никаких уважительных причин, проистекают от младенческого легковерия. Не все ли сверхъестественное писано... часто для самых подлых причин корысти и фанатизма... дабы страхом покорить народы. Многие нравоучители пытались опровер¬гать чудовищное здание суеверия, то силою рассуждения, то насмешками. Они смело срывали маски с заблуждений человеческих... но не взирая на все усилия здравой философии затушить факел суеверия, пламя" его до сих пор дымится... Свет наук, знаменитыми мужами излитый в изобилии на суеверные заблуждения, не мог до сих пор искоренить их. Они еще мучают большую часть людей... Ежели просвещенные люди согласятся общими силами громить ветхое здание суеверия, тогда предрассудки погибнут, заблуждения рассеются, тогда воссияет в полном величии светило истины, и собранные воедино лучи славы ее разгонят мрак, покрывающий невежество ужасною своею мглою; тогда суеверие исчезнет»2. Против Пузино ополчились защитники религиозных предрассудков. В журнале «Библиотека для чтения» говорилось, что «Пузино ни во что не верит», «ни в чер¬тей, ни в колдунов, ни в гадания, ни в вещие сны, ни в предчувствия», а «мы все явно клонимся к мистицизму», «черт необходим для нашего счастия». Реакционеры всегда настаивали на необходимости сохранять суеверия у «подлого народа». Еще в середине XVIII века идеолог родовитого дворянства князь М. М. Щербатов порицал Петра I за то, что тот, «отнимая суеверие у непросвещенного народа», подрывал православную веру. Католический философ Де Местр, бежавший в Россию от французской революции 1789 года, призывал сохранять языческие верования для укрепления христианской религии. Он писал: «Суеверие — форпост религии, не следует его разрушать». После восстания Емельяна Пугачева дворянство, заинтересованное в том, чтобы держать трудящихся в плену суеверий, стало искать компромисс с этими предрассудками. Отрицательное отношение к суеверным приметам, характерное для дворянского просветительства XVIII века, начало сменяться в XIX — начале XX века их реабилитацией. В суевериях стали видеть «чудесные памятники поэзии», выражение «народной души», всячески затушевывали то, что ее отравляли пережитками патриархальщины и крепостничества, которые переплелись с капитализмом и способствовали сохранению темных, уродливых суеверий и диких предрассудков. Революционные просветители-демократы В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев, боровшиеся против царизма, крепостничества и религиозных суеверий, критиковали их идеализацию, призывали к пониманию природы такой, какая она есть, без всяких суеверных домыслов. Белйнский, высмеивал изданные в тридцатые годы XIX века в Москве «Оракулы» и «Сонники». Он высмеивал тех, кто воображал, что буржуазия свободна от предрассудков. «Суеверие не ограничивается неграмотным сословием деревенского и городского населения, — отмечал критик. — Та самая милая образованная дама, которая с величайшим воодушевлением толкует о современной журналистике бледнеет и чувствует себя расстроенной при виде трех зажженных свечей, поставленных на одном столе; тот самый хозяин, который выписывает для своего сахарного завода машины из Бельгии или из Англии, способен встать из-за стола, если за этим столом сидит тринадцать человек гостей». В комедии «Плоды просвещения» Л. Н. Толстой именно так называл спиритические сеансы, которые получили распространение во второй половице XIX века в США, Англии, России. Ф. М. Достоевский придумал ехидное словечко «докультурились» для обозначения мистики в дворянско-буржуазном обществе. Ученые И. М. Сеченов, Д. И. Менделеев, И. И. Мечников, К. А, Тимирязев, И. П, Павлов, В. М. Бехтерев и другие призывали к освобождению народных масс от суеверий. Менделеев писал, что суеверным приметам «неверят те, кто стал на путь современного развития науки» Наука, просвещение и социализм, говорил Тимирязев, обеспечат торжество разума.