Причины снижения аппетита - 1
Общеизвестно, что заболевания, как острые, так и хронические, ведут к потере аппетита. Больной ребенок редко сам просит есть; у него только сохраняется жажда; при более тяжелом состоянии пропадает и жажда. Как общее правило, остро заболевшего ребенка не следует принуждать к еде, в особенности в возрасте до 3 лет. При острых заболеваниях обычно снижается работа пищеварительного аппарата и насильственное кормление легко может повести к развитию острого расстройства пищеварения. Такого ребенка надо только чаще поить маленькими порциями воды или чая. У ребенка, больного каким-нибудь хроническим инфекционным заболеванием (чаще всего туберкулезная инфекция и хроническое воспаление верхних дыхательных путей — хронические тонзиллиты, аденоиды, воспаления придаточных пазух носа, воспаления почечных лоханок), также наблюдается пониженный аппетит. Такой ребенок требует общего лечения, а также проведения правильного распорядка дня и режима питания. Меньше известны родителям и педагогам причины, которые могут вести к нарушению аппетита у здорового ребенка. Родители часто не знают, какова потребность ребенка в пище, и считают, что ребенок голодает, так как, по их мнению, мало ест. В этих случаях родители приводят детей к врачу с жалобой на пониженный аппетит Часто эти жалобы бывают не основательны. Надо помнить, что потребность в еде не у всех людей, в том числе и у детей, бывает одинакова. Человек с пониженным обменом веществ нуждается в меньшем количестве пищи. Это, разумеется, относится и к ребенку. Как общее правило, ребенок спокойный, малоподвижный (флегматичный) требует меньше пищи, чем беспокойный, подвижный, живо, на все реагирующий. Поэтому, если ребенок здоров, хорошо развивается, хорошо прибавляет в весе, нет никакой нужды увеличивать его пищевой рацион. Далее может получиться впечатление, что у ребенка пропал аппетит, если ему перед едой, которая почему-нибудь задерживается, дают немного «перекусить». В таком случае, даже небольшое количество еды может у многих детей повести к тому, что, садясь за стол, они уже не едят, так как аппетит у них «перебили». Особенно вредно в этом отношении действуют сладости. Если ребенок почему-нибудь съест перед едой сахар, мед, варенье или другие сладкие вещи, даже в небольшом количестве, то от обеда он обычно отказывается. То же самое может случиться, если ребенок перед едой много бегал, двигался, играл, после чего его сейчас же посадили за стол есть. Если он двигался и играл больше обычного и устал, то, как правило, он не станет есть, пока не.успокоится и не отдохнет. Особенно страдает аппетит у тех детей, которые, придя домой после прогулки, напьются воды (обычно это бывает летом) и тотчас садятся за стол. Значительные изменения и нарушения привычного режима ведут к переутомлению ребенка и он категорически отказывается от еды. Поэтому после подвижных игр, прогулок, физических упражнений, посещений посторонними людьми, которые вызвали повышенный интерес ребенка, надо организовать на 20—30 минут какие-нибудь спокойные занятия и только после этого кормить детей. Однажды, когда педагог одного из детских оздоровительных учреждений провел с детьми военизированный поход, вопреки указанию врача, не учтя состояние здоровья детей, к вечеру более слабые дети отказались от ужина и даже чая и, кроме того, не сразу заснули. Таким образом, при организации детских экскурсий, походов необходимо считаться с состоянием здоровья детей и не позволять им «тянуться из последних сил». При крайнем перенапряжении даже и у взрослых людей может полностью пропасть аппетит. Следует отметить, что за последние годы не приходилось слышать о том, что у детей бывают такие срывы режима, но все же мы считаем не лишним ознакомить родителей с этой возможностью. Родителям следует помнить, что питание однообразной пищей, хотя и содержащей в достаточном количестве все необходимые составные части, ведет к тому, что она «приедается». Вначале ребенок, который почему-нибудь полюбил определенное блюдо, с удовольствием его съедает и даже просит давать ему его за каждой едой; родители радуются и выполняют его желание, но потом ребенок начинает относиться к этой пище довольно безразлично и через некоторое время от нее отказывается. Приходилось видеть такое отношение у детей к молоку, гречневой каше, яблокам и др. Очень поучительный пример приводит проф. Н. И. Красногорский, который много занимался изучением аппетита у детей. Он описывает случай с мальчиком 11 лет, который очень любил сыр. Если ребенку показывали сыр и на глазах у него резали его, то в течение 3 минут у ребенка выделялось 15 капель слюны. Через месяц после ежедневного кормления сыром в течение 3 минут стала выделяться только одна капля слюны, т. е. сыр перестал интересовать ребенка, перестал вызывать у него выделение пищеварительных соков. Поэтому родители должны сделать для себя вывод, что никогда не следует кормить ребенка однообразной пищей. Даже один и тот же продукт должен приготовляться по-разному и меню ребенка должно быть разнообразным. При отнятии ребенка от груди надо его приучать к разнообразному прикорму. Отсутствие правильно организованного режима питания, при котором ребенок получает пищу, когда ему вздумается (а чаще, когда это по какой-нибудь причине более удобно взрослым), ведет к тому, что ребенок за столом не ест в достаточном количестве, так как он в промежутках между приемами пищи наедается: то сам достанет что-нибудь из шкафа, то ест в саду, на огороде, то ему дадут кусок хлеба или бутерброд взрослые или товарищи. В результате такой ребенок может попасть на прием к врачу с необоснованной жалобой на то, что он ничего не ест (за столом!). В таких случаях легко разобраться, стоит только несколько дней записывать, что ребенок съедает в течение дня (при этом молоко, которое иногда дают как питье для утоления жажды, конфеты и другие сладости и лакомства тоже следует учитывать). В таких случаях приходится иногда удивляться, как ребенок может «осилить» то количество пищи, которое фактически съедает за день. Бывают и другие неправильности образа жизни, ведущие к снижению аппетита. Недостаток сна, отдыха у ребенка и старшего, и младшего возраста ведет к его утомлению и даже переутомлению, что приводит к потере аппетита. В этом отношении надо помнить, что не только неприятные, но и приятные переживания могут вести к перевозбуждению нервной системы ребенка и в связи с этим к потере аппетита. Таким образом, очень продолжительные игры и занятия с маленьким ребенком, злоупотребление сказками, чтением рассказов, кино, телевизором, а у старших детей чрезмерные занятия музыкой, спортом, в кружках могут вызвать перегрузку детей; занятия в ущерб отдыху вызывают общее утомление ребенка, частным проявлением которого является снижение аппетита. Семейные неурядицы, раздоры взрослых (особенно если ребенок привязан и к той, и к другой стороне) всегда ведут к развитию отклонений в реакции ребенка на окружающее, в том числе к снижению аппетита. У таких детей изменение аппетита является частичным проявлением общей неврастенической реакции — раздражительной слабости. Такой ребенок если даже и садится за стол с наличием аппетита, то быстро наедается ч даже объедается таким количеством пищи, которое его здоровые сверстники съедают без труда и которое он же раньше легко мог съесть. Тут необходимо изменение обстановки — переезд ребенка к другим родственникам или помещение в закрытое детское учреждение с отвлечением внимания от постоянно травмирующих его переживаний. Хорошо помогает вовлечение детей в общественную работу. Разумеется, у ребенка быстрее наступит нормализация аппетита, поведения и реакций на окружающее при упорядочении семейной жизни. Во всяком подобном случае основное в лечении — педагогическая и воспитательная работа с ребенком и окружающими.