Причины снижения аппетита - 1
 
Общеизвестно, что заболевания, как острые, так и хронические, ведут к потере аппетита. Боль­ной ребенок редко сам просит есть; у него только сохраняется жажда; при более тяжелом состоянии пропадает и жажда. Как общее правило, остро заболевшего ребенка не следует принуж­дать к еде, в особенности в возрасте до 3 лет. При острых заболеваниях обычно снижается работа пищеваритель­ного аппарата и насильственное кормление легко может повести к развитию острого расстройства пищеварения. Такого ребенка надо только чаще поить маленькими порциями воды или чая. У ребенка, больного каким-ни­будь хроническим инфекционным заболеванием (чаще всего туберкулезная инфекция и хроническое воспаление верхних дыхательных путей — хронические тонзиллиты, аденоиды, воспаления придаточных пазух носа, воспале­ния почечных лоханок), также наблюдается пониженный аппетит. Такой ребенок требует общего лечения, а также проведения правильного распорядка дня и режима пи­тания. Меньше известны родителям и педагогам причины, которые могут вести к нарушению аппетита у здорового ребенка. Родители часто не знают, какова потребность ребенка в пище, и считают, что ребенок голодает, так как, по их мнению, мало ест. В этих случаях родители приводят детей к врачу с жалобой на пониженный аппе­тит Часто эти жалобы бывают не основательны. Надо помнить, что потребность в еде не у всех людей, в том числе и у детей, бывает одинакова. Чело­век с пониженным обменом веществ нуждается в мень­шем количестве пищи. Это, разумеется, относится и к ребенку. Как общее правило, ребенок спокойный, малоподвижный (флегматичный) требует меньше пищи, чем беспокойный, подвижный, живо, на все реагирующий. Поэтому, если ребенок здоров, хорошо развивается, хорошо прибавляет в весе, нет никакой нужды увеличи­вать его пищевой рацион. Далее может получиться впечатление, что у ребенка пропал аппетит, если ему перед едой, которая почему-нибудь задерживается, дают немного «перекусить». В таком случае, даже небольшое количество еды может у многих детей повести к тому, что, садясь за стол, они уже не едят, так как аппетит у них «перебили». Особен­но вредно в этом отношении действуют сладости. Если ребенок почему-нибудь съест перед едой сахар, мед, варенье или другие сладкие вещи, даже в небольшом количестве, то от обеда он обычно отказывается. То же самое может случиться, если ребенок перед едой много бегал, двигался, играл, после чего его сейчас же поса­дили за стол есть. Если он двигался и играл больше обычного и устал, то, как правило, он не станет есть, пока не.успокоится и не отдохнет. Особенно страдает аппетит у тех детей, которые, придя домой после про­гулки, напьются воды (обычно это бывает летом) и тот­час садятся за стол. Значительные изменения и нарушения привычного режима ведут к переутомлению ребенка и он категори­чески отказывается от еды. Поэтому после подвижных игр, прогулок, физических упражнений, посещений посто­ронними людьми, которые вызвали повышенный интерес ребенка, надо организовать на 20—30 минут какие-ни­будь спокойные занятия и только после этого кормить детей. Однажды, когда педагог одного из детских оздо­ровительных учреждений провел с детьми военизиро­ванный поход, вопреки указанию врача, не учтя состоя­ние здоровья детей, к вечеру более слабые дети отказались от ужина и даже чая и, кроме того, не сразу заснули. Таким образом, при организации детских экскурсий, походов необходимо считаться с состоянием здоровья детей и не позволять им «тянуться из последних сил». При крайнем перенапряжении даже и у взрослых людей может полностью пропасть аппетит. Следует отметить, что за последние годы не приходи­лось слышать о том, что у детей бывают такие срывы режима, но все же мы считаем не лишним ознакомить родителей с этой возможностью. Родителям следует помнить, что питание однообраз­ной пищей, хотя и содержащей в достаточном количе­стве все необходимые составные части, ведет к тому, что она «приедается». Вначале ребенок, который почему-нибудь полюбил определенное блюдо, с удовольствием его съедает и даже просит давать ему его за каждой едой; родители радуются и выполняют его желание, но потом ребенок начинает относиться к этой пище доволь­но безразлично и через некоторое время от нее отказы­вается. Приходилось видеть такое отношение у детей к молоку, гречневой каше, яблокам и др. Очень поучительный пример приводит проф. Н. И. Красногорский, который много занимался изу­чением аппетита у детей. Он описывает случай с маль­чиком 11 лет, который очень любил сыр. Если ребенку показывали сыр и на глазах у него резали его, то в те­чение 3 минут у ребенка выделялось 15 капель слюны. Через месяц после ежедневного кормления сыром в те­чение 3 минут стала выделяться только одна капля слюны, т. е. сыр перестал интересовать ребенка, пере­стал вызывать у него выделение пищеварительных соков. Поэтому родители должны сделать для себя вывод, что никогда не следует кормить ребенка одно­образной пищей. Даже один и тот же продукт должен приготовляться по-разному и меню ребенка должно быть разнообразным. При отнятии ребенка от груди надо его приучать к разнообразному прикорму. Отсутствие правильно организованного режима пита­ния, при котором ребенок получает пищу, когда ему вздумается (а чаще, когда это по какой-нибудь причине более удобно взрослым), ведет к тому, что ребенок за столом не ест в достаточном количестве, так как он в промежутках между приемами пищи наедается: то сам достанет что-нибудь из шкафа, то ест в саду, на огороде, то ему дадут кусок хлеба или бутерброд взрослые или товарищи. В результате такой ребенок может попасть на прием к врачу с необоснованной жалобой на то, что он ничего не ест (за столом!). В таких случаях легко разобраться, стоит только несколько дней записывать, что ребенок съедает в течение дня (при этом мо­локо, которое иногда дают как питье для утоления жажды, конфеты и другие сладости и лакомства тоже следует учитывать). В таких случаях приходится иногда удив­ляться, как ребенок может «осилить» то количество пи­щи, которое фактически съедает за день. Бывают и другие неправильности образа жизни, ве­дущие к снижению аппетита. Недостаток сна, отдыха у ребенка и старшего, и младшего возраста ведет к его утомлению и даже переутомлению, что приводит к поте­ре аппетита. В этом отношении надо помнить, что не только неприятные, но и приятные переживания могут вести к перевозбуждению нервной системы ребенка и в связи с этим к потере аппетита. Таким образом, очень продолжительные игры и занятия с маленьким ребенком, злоупотребление сказками, чтением рассказов, кино, те­левизором, а у старших детей чрезмерные занятия музы­кой, спортом, в кружках могут вызвать перегрузку детей; занятия в ущерб отдыху вызывают общее утомление ре­бенка, частным проявлением которого является снижение аппетита. Семейные неурядицы, раздоры взрослых (особенно если ребенок привязан и к той, и к другой стороне) всегда ведут к развитию отклонений в реакции ребенка на окружающее, в том числе к снижению аппетита. У таких детей изменение аппетита является частичным проявлением общей неврастенической реакции — раздра­жительной слабости. Такой ребенок если даже и садится за стол с наличием аппетита, то быстро наедается ч даже объедается таким количеством пищи, которое его здоровые сверстники съедают без труда и которое он же раньше легко мог съесть. Тут необходимо изменение обстановки — переезд ребенка к другим родственникам или помещение в закрытое детское учреждение с отвле­чением внимания от постоянно травмирующих его пере­живаний. Хорошо помогает вовлечение детей в обще­ственную работу. Разумеется, у ребенка быстрее насту­пит нормализация аппетита, поведения и реакций на окружающее при упорядочении семейной жизни. Во вся­ком подобном случае основное в лечении — педагогиче­ская и воспитательная работа с ребенком и окружаю­щими.