Расстройства аппетита у ребенка грудного возраста
 
Прежде всего надо помнить, что новорожденный ре­бенок далеко не всегда берет грудь тотчас после рож­дения. Большинство даже здоровых доношенных детей начинают хорошо брать грудь только на 3-4-й день жизни. Недоношенные часто еще не умеют сосать, так как у них еще не развилось это умение. Их питание требует особых мероприятий, которыми должен зани­маться врач, поэтому здесь мы об этом говорить не будем. Иногда ребенок плохо сосет потому, что грудь очень тугая (это чаще бывает у первородящих); при со­сании ее ребенок быстро утомляется. Далее плоский или втянутый сосок может затруднять сосание. В таких слу­чаях за развитием ребенка необходим контроль со сторо­ны консультации. Важно помнить, что к отказу ребенка от груди ведет очень часто то обстоятельство, что его докармливают из бутылочки через соску. Это делать не рекомендуется, так как при сосании через соску ребенок должен упот­ребить гораздо меньше усилий, чем при сосании груди. Самый же акт сосания при сосании соски и груди один и тот же. Это ведет к тому, что у, ребенка вырабаты­вается привычка получать пищу без больших усилий и он перестает брать грудь. А недостаточное опорожне­ние груди ведет к уменьшению выработки молока у матери, что требует увеличения прикорма и, если не принять своевременно мер, ведет к преждевременному отнятию от груди со всеми неприятными последствиями этого. Отсюда правило — детям первых месяцев жизни давать и докорм, и питье не из соски, а с ложечки
 
 
Наблюдения показывают, что прикорм с ло­жечки не ведет к развитию лености сосания. Бывают случаи, когда ребенок жадно берет грудь, но потом быстро ее бросает. Это наблюдается при недо­статке молока у матери. Об этом говорит и поведение ребенка: ребенок сердится, хватает грудь ртом и рука­ми, жадно и энергично сосет, но, ничего не получив из нее, бросает, опять хватает, плачет. В таких случаях следует немедленно обратиться к врачу.
Некоторые дети, обычно энергично и жадно сосущие, вместе с молоком заглатывают большое количество воздуха. Желудок их, таким образом, быстро наполняет­ся (молоком и в значительной степени воздухом), что вызывает у детей чувство насыщения и они отказывают­ся сосать. В таких случаях нужно придать ребенку вер­тикальное положение (поднять его) после кормления; воздух поднимается вверх, произойдет отрыжка возду­хом, после чего ребенку можно снова дать грудь и он с большой охотой будет продолжать сосать ее. Причиной отказа ребенка от груди может быть и бо­лезненность сосания (воспаление слизистой оболочки рта, язвочки во рту, трещины углов рта, острое воспале­ние зева). Если нос заложен в связи с насморком, ребенок также часто бросает грудь; объясняется это тем, что ребенок не может дышать во время сосания, а рот у него закрыт соском. Он начинает задыхаться и вынужден бросить грудь. Поэтому рекомендуется перед кормлением грудью детям первых месяцев жизни прочистить нос ватным жгутиком, смоченным вазелино­вым маслом.
 
Борьба с расстройством аппетита.
 
В предшествующем изложении мы постарались ука­зать, как бороться с развившимся изменением аппетита. Здесь обычно приходится прилагать усилия и врачу, и в не меньшей степени родителям и педагогам. При правильном понимании причин развития изменения аппетита в каждом случае обычно удается с этим спра­виться. Однако важнее не допустить развития потери аппетита. Это сравнительно не так трудно, если усвоить, что аппетит падает обычно в результате неправильно­стей воспитания и той обстановки, в которой ребенок находится. Ребенок остается здоровым и правильно раз­вивается физически и психически при правильной орга­низации ухода за ним, при правильной смене бодрство­вания и сна соответственно его возрасту. Если ребенок не досыпает, то он переутомляется, у него раз­вивается неврастеническая реакция на окружающее и он теряет аппетит. Если ребенок недостаточно гуляет, он может заболеть рахитом. Если с ним совершенно не занимаются, не говорят, не берут на руки, а заботятся только о том, чтобы он был сыт, то такой ребенок отстает в своем умственном развитии. Если с ним зани­маются чересчур много, то он тоже переутомляется. Игра для ребенка — это тяжелый умственный труд. Это тоже не следует забывать. Родители, помните, что в консультации для грудных детей вы получите всегда подробные указания о том, какой режим для вашего ребенка необходимо устано­вить: когда и сколько он должен бодрствовать и сколько часов спать, как организовать его пребывание на возду­хе, как и чем нужно его кормить, а также другие со­веты, необходимые родителям, чтобы вырастить здоро­вого, жизнерадостного ребенка.