Марксистский атеизм в борьбе с суевериями
 
В России в конце ХIX века рабочий класс становится на сторону социализма. Уже в начале революционного пролетарского движения в нелегальных кружках распространялись естественнонаучные знания. В. И. Ле¬нин писал, что учение Маркса дает «людям цельное миросозерцание, непримиримое ни с каким суеверием». Марксистско-ленинская философия — диалектический и исторический материализм — это открытый, наиболее полный и последовательный атеизм, отвергающий любую веру в сверхъестественные силы. Марксистский атеизм — научный атеизм, так как он опирается на достижения естествознания и обществознания. Атеизм без научных знаний — растение без корней. Наиболее убедительная критика суеверий возможна только на основе научных знаний. В. И. Ленин писал в 1902 году в газете «Искра»: «И чем больше будет распространяться просвещение в народе, чем более религиозные предрассудки будут вытесняться социалистическим сознанием, тем ближе будет день победы пролетариата». Великая Октябрьская социалистическая революция освободила народ от экономического и духовного рабства. Ленин высоко поднял над страной светоч разума, науки, просвещения. Коммунистическая партия организовала широкую научно-просветительную и антирелигиозную пропаганду. Брошюры, лекции и беседы о вреде колдовства и знахарства, гаданий и суеверных примет помогали народным массам освободиться от предрассудков. В 1918—1922 годах по постановлению Советского правительства были изданы 22 популярные естественнонаучные книги Н. А. Рубакина тиражом 1 миллион 420 тысяч экземпляров. В 1924 году в резолюции XIII съезда РКП (б) «О работе в деревне» указывалось, что необходимо материалистически объяснять крестьянам происхождение града, дождя, грозы, засухи и т. п.2. В 1925 году для идейной борьбы против религиозных суеверий был создан Союз воинствующих безбожников. 27 сентября 1944 года Центральный Комитет ВКП(б) принял постановление «Об организации научно-просветительной пропаганды», в котором указывалось, что распространение естественнонаучных знаний приобретает особо важное значение в деле преодоления суеверий и предрассудков3. Формирование марксистско-ленинского мировоззрения предполагает научную критику суеверий и предрассудков, освобождение от их гнета сознания людей. В Ленинграде особенно значительную помощь в атеистическом воспитании оказывают Государственный музей истории религии и атеизма, общество «Знание» и его Центральный лекторий, планетарий, атеистическое отделение университета марксизма-ленинизма ГК КПСС, районные школы атеизма, студенческие клубы воинствующих атеистов. Большой успех имеют беседы о вреде суеверий в трудовых коллективах, Домах культуры, клубах по месту жительства, особенно в молодежных общежитиях. Пропагандисты учат людей мыслить материалистически, насыщают их разум научной информацией, развивают логические способности к анализу и синтезу, добиваются гармонического сочетания интеллектуальной и чувственно-эмоциональной сфер личности, что имеет большое значение в преодолении суеверий. Доказательность и доходчивость, свежая мысль и живое чувство, правдивость и конкретность придают несокрушимую силу атеистическому воспитанию. В разрушении веры в дурные предзнаменования большую роль играет не только наука, но и искусство, особенно сатира, если она не оскорбляет религиозных чувств. А, И. Герцен утверждал, что смех есть одно из самых мощных орудий в критике религиозных суеверий. Ленин высоко оценивал остроумие французских просветителей XVIII века, чья сатира жгла, как молния, рекомендовал использовать их книги в пропаганде атеизма. Многие наши поэты, опираясь на материалистическую традицию борьбы против суеверий, продолжают ее. Первым советским поэтом, критиковавшим их, был Владимир Маяковский. В стихотворении «От примет, кроме вреда, ничего нет» он писал о том, как трудно жить суеверному человеку. У крестьянина Ферапонта маленький сын подавился костью. Бросился отец за фельдшером, да не тут-то было! Сначала со священником столкнулся, поом с похоронами, а затем черный кот попался навстречу! Суеверный Ферапонт каждый раз менял дорогу. Пока он бегал окольными путями, сын умер. «У моей у басенки,— писал поэт, — мыслишка та, что в несчастьях не суеверия помогут, а быстрота».
 
Почему еще верят дурным предзнаменованиям?
 
В нашей стране в результате создания социалистического общества подорваны социальные корни религиозных суеверий, исчез их самый главный источник — «нищета и темнота». Народное просвещение и распростра¬нение научных знаний способствовали отмиранию религиозных пережитков. Советский народ давно забыл сельскохозяйственную магию, молебствия о ниспослании дождя, обращения к Пантелеймону-целителю или Власию-скотоцелителю, приметы, связанные с примитивными способами труда, с бесправным положением женщины. Социалистические преобразования деревни постепенное превращение сельскохозяйственного труда в разновидность индустриального, подъем культуры, новый быт — все это привело к исчезновению колдовских обрядов, поверий и гаданий. В развитом социалистическом обществе сознательный человек руководствуется в своих мыслях и действиях научными знаниями. Он давно освободился от суеверных примет — пережитков религиозных запретов, магии и мантики (пророчества). В нашем общественном сознании господствуют научные, материалистические воззрения на мир. Изменился духовный облик людей, их психология; исчезли многие ее особенности, формировавшие суеверные приметы, например, склонность к произвольным — наглядным ассоциациям (сопоставлениям, связям). Никого не смутила поразительная случайность, что в 1961 году 12 апреля — в день, который считается днем вознесения Христа, космический корабль «Восток» с Ю. А. Гагариным на борту поднялся в космос и совершил полет вокруг земного шара. Никогда не имевшие религиозной веры. Славный представитель этих поколений первый космонавт Герой Советского Союза Ю. А. Гагарин, отвечая на пресс-конференции Академии наук СССР 15 апреля 1961 года на вопрос иностранного корреспон¬дента, был ли у него талисман во время полета в космос, сказал, что не верит ни в какие приметы и талисманы. Космонавт-13 — Герой Советского Союза Владимир Шаталов, стартовавший с земли в «тяжелый понедельник» 13 ноября, только улыбнулся, когда журналисты обратили его внимание на эти совпадения.
 
Продолжение на следующей странице:
Почему еще верят дурным предзнаменованиям - 2