Приметы в свете науки
 
В борьбе против суеверий большую помощь оказывает наука, объясняющая их происхождение и вред. В. И. Ленин считал полезным «научно-историческое и психологическое исследование человеческих заблуждений, всевозможных, несообразных снов" человечества вроде веры в леших, домовых и т. п.». Научное исследование суеверий начали древнегреческие философы-материалисты Демокрит и Эпикур, отделявшие народные знания от суеверий. Давно следует разоблачить вымыслы о том, будто бы просветители, критиковавшие суеверия как «плоды невежества», не признавали народных прогностических изречений, игнорировали народные знания. Например, французские просветители, создавая многотомную «Энциклопедию», опрашивали крестьян и ремесленников об их опыте, отсеивали знания от суеверий. Буржуазные философы и психологи часто стремятся отделить суеверия от христианских верований. Ленин пе видел принципиальной разницы между ними. Он критиковал Гегеля за то, что тот отгораживал веру в бога от суеверий. Владимир Ильич отметил, что Гегель считал вздором примету о встрече с зайцем, предвещающую несчастье, но вера в боженьку — такой же вздор. Богословы утверждают, что приметы, которые пришли из ночи предыстории человечества, будто бы выражают волю бога, сообщающего ее людям в символах-знамениях. Сам термин «символ» заимствован из греческого языка и означает «знак», «примета», «предзнаменование». Символы будто бы информируют об иносказательном смысле предметов, явлений и событий, помогая прозрению истинной сущности всего происходящего вокруг человека. Наиболее мистически настроенные философы рекомендуют ученым искать в символах созвездий и человека, растений и животных сокровенную сущность бытия, доступную только тем, кто обладает «символическим мышлением». Предположение о существовании такого мышления, выражающегося в древних верованиях, обрядах, приметах, несостоятельно. Маркс писал, что «постигающее мышление может быть лишь одним и тем же, отличаясь только по степени, в зависимости от зрелости развития, следовательно, также и от развития органа мышления. Все остальное — вздор». Наука только тогда стала наукой, когда преодолела мистическое истолкование природы, перестала видеть в ней «знамения бога». Астрологические верования, считавшие небесные светила символами божеств, управляющих судьбами людей, алхимические представления, будто соединение веществ — бракосочетание их духов, суеверные приметы несли в себе не научные знания, а заблуждения. Многие буржуазные исследователи суеверий утверждают, что приметы трансинтеллигибельны, то есть нахо¬дятся вне сферы разума. Они, якобы, являются сообщениями из «внечувственного мира» или выражением таинственного, бессознательного, слепого инстинкта, а поэтому, мол, принципиально недоступны рациональному познанию. Материалисты, опираясь на естествознание, решительно отвергают веру во «внечувствеиный мир», отрицают непознаваемую сущность примет. Биографии многих древних примет действительно трудно выяснить. Какая-нибудь примета о вое собак появилась много тысяч лет назад на берегах Тигра и Евфрата, распространилась в других странах, проникла в Древнюю Русь через Византию и сохранилась в наши дни. Не очень просто догадаться, почему верили, что зуб можно вырывать только в понедельник, если хочешь избежать беды. Оказывается, понедельник — день ведьм и русалок, когда им в жертву приносили зуб. Почему, если растение плаун появлялось в доме, это означало вызвать ссору? Когда-то крестьянки использовали отвар плауна как лечебное средство от алкоголизма, а потому причину ссор с мужьями-пьяницами увидели в плауне. Несмотря на всю нелепость этих поверий, возникновение их имело какие-то причины. Народные приметы — явление сложное и противоречивое. Изучение их открывает окно в мир формирования образов и символов, в историю логики, ее нарушений, так как суеверия основаны на них. Детство человечества с его особенностями восприятия природы всегда возбуждает интерес. Анализ примет очень труден, так как они возникли в условиях, когда народные знания и суеверия часто сплетались воедино. В. И. Ленин указывал на «связь зачатков научного мышления и фантазии а 1а религии, ми¬фологии». Истинное в человеческом сознании бывает связано с ложным. В 1919 году видный советский государственный деятель, соратник В. И. Ленина П. А. Красиков говорил на I съезде земледельческих коммун и сельскохозяйственных артелей в докладе «Крестьянство и религия»: «Обратите внимание на народные приметы: это огромнейший, богатейший сырой материал, которым метеорология пользуется в своих изысканиях. И он еще подлежит разработке точно так же, как и народная медицина. Там вместе с суеверием и знахарством объединен огромнейший капитал упорных, внимательных человеческих наблюдений, передававшихся от поколения к поколению. Этот опыт помогал до известной степени систематизировать хозяйственную деятельность. И если крестьянин не имеет иного опыта, других, научных знаний, он вынужден прибегать к старым, имеющим религиозную окраску». Наш народ любит и ценит замечательные произведения устного творчества, с наибольшей полнотой и силой выражающие мудрость, знания и опыт трудящихся. В газете «Правда» от 18 апреля 1946 года рекомендовалось печатать в календарях те народные приметы о погоде, в которых заключено много точного знания и поэзии. Они учат любить и наблюдать природу. Верные приметы — замечательный памятник русского народного рационализма и свободомыслия. Практическая мудрость народных масс, их стихийно-материалистические воззрения на природу отразились в множестве достоверных примет-наблюдений о погоде, хотя духовенство считало «греховным» предсказывать ее, проповедовало, что бесконечная изменчивость погоды свидетельствует о промысле бога и бессилии человека. Во многих приметах устного народного календаря, связанных с именами святых, чувствуется ироническое отношение к ним. Среди этих календарных примет встречаются иногда верные, несмотря на то что они приурочены к святым — фантастическим существам, выполняющим здесь функцию знака. Эти приметы, так же как и волшебные сказки, относятся к фольклору, а не к религии. Подавляющее большинство советских людей полностью освободило свое сознание и быт от всего религиозного, но не отказывается от того хорошего, что было в старых народных праздниках и обычаях, бережно хранит в памяти многие верные приметы, помогающие предвидеть погоду, вырастить добрые урожаи. В колхозах и совхозах трудится немало замечательных людей, которые, добиваясь успехов в выполнении Продовольственной программы, стремятся использовать достижения агрономической науки и современного передового опыта, а также полезные сведения, почерпнутые из кладезя народной мудрости. Такие знатоки природы часто умеют предсказывать погоду. Это не «черная магия», а знание народных примет, сопоставляемых с метеорологическими данными. Школьные кружки натуралистов ведут дневники на¬блюдений за явлениями природы, птицами, рыбами, насекомыми. В дневниках записываются и показания метеорологических приборов - температура воздуха, атмосферное давление. Эти сведения учитываются при проверке примет. В советской литературе по экологии, метеорологии, фенологии, бионике неоднократно указывалось на необходимость глубокого изучения народных примет. Верные приметы — первичные формы хранения и передача рациональной прогностической информации о природе — представляют интерес для истории возникновения знаний о ней, помогают в преодолении суеверий.