Всякое суеверие — это ложное представление. Но далеко не всякое ложное представление можно считать суеверием. Ошибки человека могут объясняться самыми различными причинами. В их основе совсем необязательно лежат суеверия... Ученик пятого класса Вася Журавлев глубоко убежден в том, что город Уфа находится на Кавказе. Можно ли считать Васю суеверным? Разумеется, нет! Его заблуждение объясняется просто: он ленив и невнимателен на уроках. Другой пример. Вася Журавлев возвращается из школы домой. Улицу перебегает черная кошка. Он тотчас же поворачивает назад и кружным путем добирается до дому. Можно ли считать Васю суеверным? Безусловно! Будь он мышонком, его страхи были бы вполне разумны и уместны. Но Вася не думает, что кошка его съест. Эта опасность ему не угрожает. И тем не менее он верит, что какими-то неведомыми, таинственными путями черная кошка может принести ему несчастье. Что же такое суеверия? Это — вера в сверхъестественную силу, якобы присущую различным предметам, действиям и явлениям. Суеверия распространены на всем земном шаре. Они существовали десятки тысяч лет назад, они существуют и в наше время. «Ну и пусть существуют! — скажете вы. — Ведь они совершенно безобидны. Если человек думает, что подкова приносит счастье, а тринадцатое число грозит неприятностями, то это, и конце концов, его личное дело. Есть из-за чего шум поднимать! » Действительно ли суеверия так уж безобидны? Правда ли, что они никому не приносят вреда? Вопросы эти требуют об­стоятельного ответа — настолько обстоятельного, что получи­лась, как видите, целая книга.
Суеверия — это «живые ис­копаемые», уцелевшие с тех далеких времен, когда чело­век только начинал осозна­вать окружающий мир. При­рода казалась ему загадочной и враждебной. Непонятные силы вызывали дождь, ветер, земле­трясения, извержения вулканов. Неизвестно откуда появлялись вдруг болезни, косившие людей. Не имея правильного представления об окружающем его мире, человек был бессилен в борьбе с природой. Не зная ее законов, он объяснял все явления вмешательством сверхъесте­ственных сил. «Слабость, как всегда, спасалась верой в чуде­са...» — пишет Карл Маркс. В своем воображении первобытные люди очеловечивали солнце, луну и звезды, наделяли волей и сознанием гром и молнию, населяли землю злыми и добрыми духами. «Если камень сбил с дерева белку, то это произошло по­тому, что я его подбросил кверху. Не мог же он подскочить сам собой! Если идет дождь — значит, кто-то об этом позабо­тился. Не мог же он пойти сам собой!» — примерно так рас­суждал человек. Отправляясь на охоту, он прислушивался к каждому шоро­ху, вглядывался в каждый след, в помятую траву, в надломлен­ные ветки. Любой непривычный звук, любой странный след мог быть сигналом о смертельной опасности.
Многие суеверия были порождены еще более нелепыми совпадениями. Рыболов, отправляясь с утра на берег моря, увидел черную змею. Весь день его преследовали неудачи, и он вернулся домой с пустыми руками. Горестно размышляя о своей печальной судьбе, он вспомнил вдруг о змее и тут же решил, что во всем, конечно, виновата она. Суеверия рождались в глубокой древности, они рождаются я на наших глазах. Студентка первого курса Маша Новосельская пошла на экзамен по литературе в зеленом платье. Получив «отлично», она решила ходить на все экзамены в том же платье, потому что оно... «счастливое». Вот и получается, что первобытный рыбак и современная студентка рассуждают порой совершенно одинаково! Чем объясняется живучесть суеверных представлений? Почему этот ядовитый туман до сих пор окутывает сознание многих людей? На протяжении всей истории угнетатели народа были заинтересованы в существовании суеверий и способствовали их процветанию. Мракобесие — хороший союзник в борьбе против науки и прогресса, против всего того, что ослабляет власть темных сил. «Чудесам поверит своей детской душой крестьянин, бедный, обобранный дворянством, обворованный чиновничеством... усталый от безвыходной работы, от безвыходной нищеты, он поверит. Он слишком задавлен, слишком несчастен, чтоб не быть суеверным», — писал Александр Иванович Герцен.
Суеверия живучи также и потому, что в их распространении заинтересованы ловкие шарлатаны. Для знахарей, гадалок и прорицателей суеверия — неистощимый источник наживы. Во всех странах мира эти самозванные «колдуны» обирают легковерных людей.

 
Отчего так быстро коченеет убитый тигр? Отчего сохнут листья на срубленном дереве? Почему покойник неподвижен? Почему он все время молчит? Такие вопросы не раз возникали в сознании первобытных людей, пытавшихся осмыслить свои наблюдения и переживания. Чем же все-таки отличаются живые от мертвых? Очевидно, рассуждали они, запасом особой жизненной силы. И как только этот запас иссякает, наступает смерть. Жизненную силу люди представляли себе в виде незримого трепетного вещества, совершенно одинакового у человека и носорога, у ящерицы и колибри, у крысы и пальмы. А поскольку оно у всех одинаково, рассуждали люди, то это значит, что все им могут воспользоваться. Умирает тигр, и весь его заряд жизненной силы передается, скажем, кабану. Подстрелят кабана — струя свежих сил вольется в какое-нибудь чахлое деревцо, и оно сразу же расцветет пышным цветом. Совсем как в городском хозяйстве: дом снесли, а из его кирпичей построили новый! Люди думали, что они с ног до головы насыщены животворным веществом: оно, мол, и в сердце, и в печени, и в крови, и в ногтях, и в волосах. Не везде, правда, говорили они, это вещество равноценно. Опыт показывает, что без ноги или руки прожить можно, а вот без головы не проживешь! Теперь вам должно быть понятно, почему многие народности считали голову священной. Если же она принадлежала вождю племени, то «ореол» суеверий окружал ее, как густой туман. На Таити, например, бывали случаи, когда человека, осмелившегося провести рукой над головой короля или королевы, предавали смертной казни. Люди думали, что при определенных обстоятельствах запасы животворного вещества истощаются. «Потерю» они пытались восполнить за счет чужой жизненной силы. Эти представления породили множество нелепых и жестоких обычаев. С незапамятных времен принято было считать, что кровь насыщена животворным веществом, как сироп сахаром. Да и кто мог усомниться в ее волшебной силе? То она бросает человека в жар, то стынет в жилах, то стучит в висках. Воины пили кровь своих врагов, чтобы стать еще сильнее и отважнее. (В более поздние времена они ограничивались тем, что слизывали ее капли с меча, поразившего врага.) Среди многих народностей было распространено убеждение, что смазывание человека кровью очень полезно для здоровья. А жители Саравака (на севере острова Калимантан) применяли это укрепляющее средство во всех случаях жизни: они смазывали кровью не только прихворнувших родственников, но и занемогшую скотину, и созревающий в поле рис, и даже стропила вновь отстроенного дома, чтобы прочнее были! К счастью, никого для этой цели не убивали. Считалось, что достаточно взять немного крови у домашнего животного — надрезать, скажем, свиное или собачье ухо. Но некоторые народности приносили в таких случаях человеческие жертвы.