Чертова печать
Документы без печати, как известно, недействительны. Именно поэтому дьявол, заключив договор с ведьмой, считал необходимым сразу же пришлепнуть печать. Но где? Конечно, лучше всего на самой ведьме! Такая печать — ее называют также «клеймом дьявола» — подробно описана в книге Синистрарв де Амёно, итальянского демонолога семнадцатого века: «Иногда это изображение зайца, иногда — жабьей лапки, иногда — паука, собачки, сони. Клеймо ставится в самых скрытых местах тела: под мышкой, с внутренней стороны века или губ и так далее». Но сплошь и рядом «чертова печать», но словам Синистрари, выглядит очень невинно. Неопытный человек мог бы легко спутать ее с родимым пятном, бородавкой или жировиком. То место, на которое дьявол поставил свое клеймо, делается нечувствительным. Его можно уколоть иголкой, и ведьма не ощутит боли. Но этого мало — укол не вызывает ни малейшего кровотечения. А раз так, то распознать ведьму очень легко: достаточно обнаружить подозрительное пятнышко на ее теле и кольнуть его как следует. Правда, демонологи скажут вам, что дьявол безмерно хитер. Для того чтобы оградить своих прислужниц от преследований и возмездия, он нередко оставлял невидимое клеймо. Такую скрытую печать обнаружить было гораздо труднее: палачу приходилось искалывать ведьму с ног до головы в поисках нечувствительного и некровоточащего места. Жак Фонтан, лейб-медик французского короля Генриха IV, написал в 1611 году книгу, под названием «Рассуждение о знаках у ведьм и о подлинной власти дьявола над телами человеческими». В этой книге высказывается немало интересных соображений по поводу «чертовой печати»: «Одни говорят, что Сатана ставит клеймо каленым железом и с помощью особой мази, которую он вводит под кожу ведьмам. Другие говорят, что дьявол метит ведьм своим пальцем, когда он появляется в человеческом облике. Если бы он это делал каленым железом, то на месте клейма обязательно оставался бы шрам... Впрочем, дьявол настолько искусен, что может прижечь тело каленым железом, не оставляя никакого шрама». Как же палачам удавалось обнаруживать эти нечувствительные места? Простейшим способом. На рисунке (страница 81) вы видите одну из таких игл. Достаточно надавить на кожу, и игла входит в полую ручку. А со стороны кажется, будто она глубоко вонзилась в тело. Ни боли, ни крови! Мэтью Хбпкинс, английский охотник за ведьмами середины семнадцатого столетия, получая приличное вознаграждение за каждую жертву, нажил такими покалываниями целое состояние. Его прибыльный бизнес до того разросся, что ему и его партнеру пришлось нанять четырех помощников, которые подкалывали ведьм с утра и до вечера. В марте 1650 года судебные органы города Ньюкасла пригласили из Шотландии одного специалиста по «испытанию иглой». Ему пообещали «20 шиллингов за каждую разоблаченную ведьму и оплату проезда в оба конца». Можно легко представить себе, с каким усердием он выкорчевывал союзниц дьявола! Впоследствии он повысил расценку втрое и продолжал «испытывать» иглой всех женщин, на которых поступали доносы. Кончил он плохо. Его самого арестовали и осудили. По свидетельству современника, перед смертью «он сознался, что отправил на казнь более двухсот двадцати женщин». Йорг Абриель, баварский охотник за ведьмами, получал за поиски «чертова клейма» по два флорина, а за каждую казнь — но восемь флоринов. В тех случаях, когда ему лень было искать клеймо, он говорил, что женщина сильно смахивает на ведьму. Этого было достаточно, чтобы арестовать ее и пытать до тех пор, пока она не сознается. Еще восемь флоринов! Другим способом проверки было так называемое «испытание водой». Способ этот существовал с незапамятных времен и применялся для определения виновности или невиновности. Еще в древневавилонских законах третьего тысячелетия до нашей эры была такая статья: «Если человек обвиняет другого в черной магии и не может привести достаточно веских доказательств, обвиняемый должен пойти к реке и нырнуть в воду. Если река поглотит его, то имущество его достанется обвиняющему. Если же река докажет его невиновность и он не утонет, то обвинитель должен быть казнен, а имущество покойного будет принадлежать тому, кто подвергался испытанию». В англо-саксонских законах десятого и одиннадцатого веков испытание водой предписывалось как вполне надежный способ проверки при самых разнообразных преступлениях. Однако результаты испытания истолковывались в противоположном смысле: если человек шел ко дну, то это считалось доказательством невиновности. В 1219 году, при короле Генрихе III, такие испытания были отменены, но многие судьи втихомолку продолжали придерживаться старой практики. Особенно широко испытание водой применялось в первую половину XVII века, так как английский король Яков I одобрил этот метод. «Бог повелел, — писал он, — чтобы вода не принимала ведьм в свое лоно; таково сверхъестественное знамение их чудовищного безбожия». На старинной английской гравюре, воспроизведенной на странице 81, изображено испытание водой. Правая рука женщины крепко-накрепко привязана к большому пальцу левой ноги, а левая рука — к пальцу правой ноги. В таком положении несчастная не может даже шевельнуться. На толстом канате палач опускает ее в пруд. Если она камнем пойдет ко дну и начнет захлебываться — ее счастье! Значит, она невиновна. А если она не утонет, то дело ясное — подозрение подтвердилось, и от испытаний пора переходить к пыткам. Подозрение обычно подтверждалось: ведь связанный в таком положении человек в воду не погружается, а как бы «плавает на спинке». Но это простое объяснение инквизиторы решительно отвергали. Их гораздо больше устраивало «мудрое» высказывание короля Якова I. А некоторые специалисты добавляли и свое собственное соображение: дьявол, видите ли, полон забот о благополучии ведьмы и поэтому в трудные минуты уменьшает ее удельный вес. Существовал и другой, более хитрый, способ разоблачить ведьму. Применялся он в тех случаях, когда кто-нибудь считал себя «испорченным» и писал донос на женщину, которую подозревал в колдовстве. Ее вызывали в суд и там... царапали до крови. Если жалобщик после этого выздоравливал, то факт колдовства считался доказанным, и женщину объявляли ведьмой. Почему же? А вот почему. Ведьма, говорили церковники, «портит» человека, вселяя в него своего чертенка. Когда же ее царапают, тот выскакивает из одержимого и, как кот на валерьянку, со всех ног бросается пить кровь своей хозяйки. (Считалось, что ведьма прикармливает прислуживающих ей чертенят своей собственной кровью.) Понятно, что человек, избавившийся от такого хлопотного жильца, сразу же выздоравливает. Способ этот применялся так часто, что в 1579 году в Англии была даже написана популярная в те времена баллада, под названием «Царапанье ведьм». Английские суды в течение очень длительного времени считали, что этот способ находится в полном соответствии со строгой законностью. В архивах сохранилось много протоколов судебных заседаний с описаниями этой процедуры. Вот небольшая но зато весьма красноречивая выдержка из протокола суда, состоявшегося в 1717 году в городе Лестере: «Кожа у старухи была такая толстая, что расцарапать ее до крови было невозможно. Поэтому пришлось воспользоваться большими иглами и другими острыми орудиями для этой цели». Для выявления ведьм использовали также библию. Этот способ можно было бы назвать «испытание взвешиванием». Подозреваемую заставляли забраться на весы, а вместо гирь клали огромную церковную библию. Хитроумные соображения сводились к следующему: священная книга, нафаршированная веским «божьим словом», должна быть, конечно, тяжелее ведьмы, отступившейся от бога. А уж «испытатели» заботились о том, чтобы подтолкнуть чашу весов в нужном направлении. Немногим более двухсот лет назад — в 1759 году — английский журнал «Джёнтльмэнз мэгэзйн» сообщил, что некая миссис Сюзанна Хэйнокс из городка Уйнгроув была обвинена в колдовстве. Муж вступился за нее и потребовал, чтобы жену подвергли такому испытанию. «К немалому смущению ее обвинителя,— пишет журнал, — оказалось, что она весит больше библии, и поэтому ее оправдали». Однако тех, на кого пало подозрение, оправдывали крайне редко...