Чертова печать
 
 
Документы без печати, как известно, недействительны. Именно поэтому дьявол, заключив договор с ведьмой, считал необходимым сразу же пришлепнуть печать. Но где? Конечно, лучше всего на самой ведьме! Такая печать — ее называют также «клеймом дьявола» — подробно описана в книге Синистрарв де Амёно, итальянского демонолога семнадцатого века: «Иногда это изображение зайца, иногда — жабьей лапки, иногда — паука, собачки, сони. Клеймо ставится в самых скрытых местах тела: под мышкой, с внутренней стороны века или губ и так далее». Но сплошь и рядом «чертова печать», но словам Синистрари, выглядит очень невинно. Неопытный человек мог бы легко спу­тать ее с родимым пятном, бородавкой или жировиком. То место, на которое дьявол поставил свое клеймо, делается нечувстви­тельным. Его можно уколоть иголкой, и ведьма не ощутит боли. Но этого мало — укол не вызывает ни малейшего кровотечения. А раз так, то распознать ведьму очень легко: достаточно обнаружить подозрительное пятнышко на ее теле и кольнуть его как следует. Правда, демонологи скажут вам, что дьявол безмерно хитер. Для того чтобы оградить своих прислужниц от преследований и возмездия, он нередко оставлял невидимое клеймо. Такую скрытую печать обнаружить было гораздо труд­нее: палачу приходилось искалывать ведьму с ног до головы в поисках нечувствительного и некровоточащего места. Жак Фонтан, лейб-медик французского короля Генриха IV, написал в 1611 году книгу, под названием «Рассуждение о зна­ках у ведьм и о подлинной власти дьявола над телами человече­скими». В этой книге высказывается немало интересных сооб­ражений по поводу «чертовой печати»: «Одни говорят, что Сатана ставит клеймо каленым железом и с помощью особой мази, которую он вводит под кожу ведьмам. Другие говорят, что дьявол метит ведьм своим пальцем, когда он появляется в человеческом облике. Если бы он это делал каленым железом, то на месте клейма обязательно оставался бы шрам... Впрочем, дьявол настолько искусен, что может прижечь тело каленым железом, не оставляя никакого шрама». Как же палачам удавалось обнаруживать эти нечувствитель­ные места? Простейшим способом. На рисунке (страница 81) вы видите одну из таких игл. Достаточно надавить на кожу, и игла входит в полую ручку. А со стороны кажется, будто она глубо­ко вонзилась в тело. Ни боли, ни крови! Мэтью Хбпкинс, английский охотник за ведьмами середины семнадцатого столетия, получая приличное вознаграждение за каждую жертву, нажил такими покалываниями целое состоя­ние. Его прибыльный бизнес до того разросся, что ему и его партнеру пришлось нанять четырех помощников, которые под­калывали ведьм с утра и до вечера. В марте 1650 года судебные органы города Ньюкасла при­гласили из Шотландии одного специалиста по «испытанию иглой». Ему пообещали «20 шиллингов за каждую разоблачен­ную ведьму и оплату проезда в оба конца». Можно легко пред­ставить себе, с каким усердием он выкорчевывал союзниц дьявола! Впоследствии он повысил расценку втрое и продолжал «испытывать» иглой всех женщин, на которых поступали до­носы. Кончил он плохо. Его самого арестовали и осудили. По сви­детельству современника, перед смертью «он сознался, что отправил на казнь более двухсот двадцати женщин». Йорг Абриель, баварский охотник за ведьмами, получал за поиски «чертова клейма» по два флорина, а за каждую казнь — но восемь флоринов. В тех случаях, когда ему лень было искать клеймо, он говорил, что женщина сильно смахивает на ведьму. Этого было достаточно, чтобы арестовать ее и пытать до тех пор, пока она не сознается. Еще восемь флоринов! Другим способом проверки было так называемое «испыта­ние водой». Способ этот существовал с незапамятных времен и применялся для определения виновности или невиновности. Еще в древневавилонских законах третьего тысячелетия до нашей эры была такая статья: «Если человек обвиняет другого в черной магии и не может привести достаточно веских доказательств, обвиняемый должен пойти к реке и нырнуть в воду. Если река поглотит его, то иму­щество его достанется обвиняющему. Если же река докажет его невиновность и он не утонет, то обвинитель должен быть казнен, а имущество покойного будет принадлежать тому, кто подвер­гался испытанию». В англо-саксонских законах десятого и одиннадцатого веков испытание водой предписывалось как вполне надежный способ проверки при самых разнообразных преступлениях. Однако ре­зультаты испытания истолковывались в противоположном смы­сле: если человек шел ко дну, то это считалось доказательством невиновности. В 1219 году, при короле Генрихе III, такие испытания были отменены, но многие судьи втихомолку продолжали придержи­ваться старой практики. Особенно широко испытание водой применялось в первую половину XVII века, так как английский король Яков I одобрил этот метод. «Бог повелел, — писал он, — чтобы вода не прини­мала ведьм в свое лоно; таково сверхъестественное знамение их чудовищного безбожия». На старинной английской гравюре, воспроизведенной на странице 81, изображено испытание водой. Правая рука жен­щины крепко-накрепко привязана к большому пальцу левой ноги, а левая рука — к пальцу правой ноги. В таком положении несчастная не может даже шевельнуться. На толстом канате палач опускает ее в пруд. Если она камнем пойдет ко дну и начнет захлебываться — ее счастье! Значит, она невиновна. А если она не утонет, то дело ясное — подозрение подтверди­лось, и от испытаний пора переходить к пыткам. Подозрение обычно подтверждалось: ведь связанный в таком положении че­ловек в воду не погружается, а как бы «плавает на спинке». Но это простое объяснение инквизиторы решительно отвергали. Их гораздо больше устраивало «мудрое» высказывание короля Якова I. А некоторые специалисты добавляли и свое собствен­ное соображение: дьявол, видите ли, полон забот о благополучии ведьмы и поэтому в трудные минуты уменьшает ее удельный вес. Существовал и другой, более хитрый, способ разоблачить ведьму. Применялся он в тех случаях, когда кто-нибудь считал себя «испорченным» и писал донос на женщину, которую подо­зревал в колдовстве. Ее вызывали в суд и там... царапали до крови. Если жалобщик после этого выздоравливал, то факт колдов­ства считался доказанным, и женщину объявляли ведьмой. По­чему же? А вот почему. Ведьма, говорили церковники, «портит» человека, вселяя в него своего чертенка. Когда же ее царапают, тот выскакивает из одержимого и, как кот на валерьянку, со всех ног бросается пить кровь своей хозяйки. (Считалось, что ведьма прикармливает прислуживающих ей чертенят своей соб­ственной кровью.) Понятно, что человек, избавившийся от такого хлопотного жильца, сразу же выздоравливает. Способ этот применялся так часто, что в 1579 году в Англии была даже написана популярная в те времена баллада, под названием «Царапанье ведьм». Английские суды в течение очень длительного времени счи­тали, что этот способ находится в полном соответствии со стро­гой законностью. В архивах сохранилось много протоколов су­дебных заседаний с описаниями этой процедуры. Вот небольшая но зато весьма красноречивая выдержка из протокола суда, состоявшегося в 1717 году в городе Лестере: «Кожа у старухи была такая толстая, что расцарапать ее до крови было невозможно. Поэтому пришлось воспользовать­ся большими иглами и другими острыми орудиями для этой цели». Для выявления ведьм использовали также библию. Этот спо­соб можно было бы назвать «испытание взвешиванием». Подо­зреваемую заставляли забраться на весы, а вместо гирь клали огромную церковную библию. Хитроумные соображения своди­лись к следующему: священная книга, нафаршированная вес­ким «божьим словом», должна быть, конечно, тяжелее ведьмы, отступившейся от бога. А уж «испытатели» заботились о том, чтобы подтолкнуть чашу весов в нужном направлении. Немногим более двухсот лет назад — в 1759 году — англий­ский журнал «Джёнтльмэнз мэгэзйн» сообщил, что некая миссис Сюзанна Хэйнокс из городка Уйнгроув была обвинена в колдов­стве. Муж вступился за нее и потребовал, чтобы жену подвергли такому испытанию. «К немалому смущению ее обвинителя,— пишет журнал, — оказалось, что она весит больше библии, и поэтому ее оправдали». Однако тех, на кого пало подозрение, оправдывали крайне редко...